Школа


Суфийского

Учения

Накшбанди,

Муджаддиди,

Чишти

Кадири

Кадири

Шадили практики

Select Page

Хотя Суфизм всегда ассоциировался с духовным  измерением ислама, термин “Суфизм” не применялся в течение многих лет после того, как ислам был основан. Какова же тогда история Суфизма, и где он возник?

Во все времена и везде существовали люди, чье сильное стремление и внутренняя неугомонность заставляла их проводить время в медитации, молитве или уединении. Таким человеком был Пророк Мухаммад (Милость ему и благословение Всевышенго), который даже до получения пророческих откровений периодически уходил в пещеру за Меккой, чтобы поклоняться Богу.

Позднее, по мере роста численности сообщества первых мусульман, некоторые из последователей Мухаммада были также склонны к самому глубокому выражению и  исполнению своей любви к Богу. В Коране говорится: “Воистину, твой Господь знает, что ты (о Мухаммад) и некоторые из твоих последователей пребываете в молитве почти две трети ночи, или половину ее, или треть.. [Коран, LXXIII, 20]

Напутствия, на основе которых сформировались основы Суфизма, найдены в Коране и в учениях Пророка ислама (Милость ему и благословение). Например, практика молчаливого  вспоминания Божественного (зикр хафи) была впервые представлена Пророком (Милость ему и благословение) своему сподвижнику Абу Бакру (Да будет доволен им Аллах) (ум. в 634 г. н.э.) когда они укрывались в пещере во время хиджра – пути из Мекки в Медину.

Суфийская практика взывания к Богу вслух (зикр джали) может быть отнесена к напутствию, которое Пророк (Милость ему и благословение) дал своему зятю и первому человеку, принявшему ислам – Али  (ум. в 661 г. н.э.).

Мираж, или ночное путешествие Пророка (Милость ему и благословение) долго вдохновлял мистиков как метафора для духовного пути. Пророк (Милость ему и благословение) был физически перенесен Богом из Мекки в Иерусалим, а из Иерусалима был пронесен через известные семь небес и оказался на расстоянии длины “двух поклонов” от Бога. Таким образом, и кандидат в Суфии также стремится преодолеть физические ограничения пространства и времени и приблизиться к Божественному.

Эти и другие примеры показывают, что в жизни Пророка Мухаммада (Милость ему и благословение) уже присутствовал сильный мистический элемент.

Появление первых людей, которых будут называть “Суфии”, обычно связывается с историческими событиями седьмого и восьмого столетий. В период с 622 по 632 гг.н.э., Пророк Мухаммад (Милость ему и благословение) создал в Медине общество, которое отражало исламские принципы справедливости, правосудия, консенсуса, благочестия и чуткого руководства. После его ухода из жизни, первые четыре преемника его власти, Калифы, тщательно исполняли его руководящие принципы.  Они управляли быстро расширяющимися территориями мусульман в соответствии с учением Корана и суннами (поведенческие примеры и высказывания Пророка, Милость ему и благословение).

В течение ста лет после хиджра (переселения) происходят крупные  политические изменения, и руководство мусульманским сообществом выходит из-под контроля его наиболее религиозно преданных членов. В различных подгруппах стали замечать, что их руководители начали погрязать в мирских делах и корыстных целях. В результате этого, многие известные и уважаемые мусульмане отдаляются полностью от правительства. Примерно через двести лет после смерти Пророка (Милость ему и благословение), некоторые из тех, кто отказались от светского правительства, начали называться Суфиями. Персидский шейх Абу Хашим Куфи (р.а.) (ум. около 776 г. н.э.) был первым человеком, кого стали так называть. Самые первые суфийские круги появляются в период с 660 по 850 гг.н.э.

Вторая фаза в распространении суфийских учений совпадает с другим важным аспектом исламской истории, который охватывает период времени с 850 г. н.э. до десятого столетия. Греческая философия и наука получают распространение среди мусульман, и на устои исламского общества в этот период обрушивается шторм рационализма. Вера простых людей пошатнулась до самого основания. Их стали одолевать сомнения. В целях противостояния этим влияниям, суфийские мастера усиливают доктрину ‘ишк  (страстная любовь) и опыт,  получаемый посредством духовных состояний сердца.

Третья фаза развития Суфизма приходится на десятый век н.э. Мудрецы этой эры попытались повторно пробудить религиозный дух, которым наполнилась бы повседневная жизнь людей. Они поняли, что человеческое поведение не может улучшиться, пока человеческие сердца  поглощены светскими проблемами. Они придают особое значение очищению личности, направляя людей к преодолению влияния тех условий, которые  присущи мирскому образу жизни и рациональному мышлению. Они помогали людям оживить их внутреннюю жизнь, предоставляя основу и дисциплину для этики и морали внешней жизни.

Между десятым и двенадцатым столетиями Суфизм становится широко признанной дисциплиной. В этот период преподают многие великие ученые и духовные  наставники, устанавливая суфийские методы и терминологию. Были основаны тарикаты (ордена).

К концу тринадцатого века Суфизм становится четко определенной наукой духовного пробуждения. Экспериментируя и исследуя, шейхи разработали передаваемые методы по самоочищению, действенность которых была подтверждена многочисленными последователями Суфизма. Суфийские тарикаты становятся основой широкого мистического движения, дав  новую жизнь вековым усилиям человечества в поиске духовности.