Школа


Суфийского

Учения

Накшбанди,

Муджаддиди,

Чишти

Кадири

Кадири

Шадили практики

Select Page

Обычно считается, что в теле человека есть только один центр сознания – ум или мозг. Но Суфии предыдущих поколений посредством духовных практик открыли дополнительные центры тонкого восприятия, или внутренние органы чувств, названные латифы (в ед. ч. латифа). Впоследствии, благодаря интуитивному прозрению (кашф), ими было обнаружено, что существует десять таких латиф.

Истоки латиф отражают происхождение самой вселенной. Согласно индийскому наставнику, к которому восходит орден Муджадиди, шейху Ахмаду Фаруки Сирхинди (да пребудет с ним милость Божия), Бог сотворил вселенную с два этапа. Сначала проявился алям аль -‘амр (мир Божьего повеления), тотчас возникнув, когда Бог повелел «Будь!». Затем Бог создал алям аль-хальк (мир творения) через длительный процесс эволюции. После алям аль-хальк Бог создал человека. Бог одарил это новое создание особыми внутренними качествами, «точками света – латифами». Пять латиф – нафс (личность), бад (воздух), нар (огонь), ма’ (вода) и хак (земля) – были частью мира творения. Другие пять – кальб (сердце), рух (дух), сирр (секрет, тайна), хафи (сокровенное) и ахфа (самое сокровенное) – были частью мира Божьего повеления.

Изначально латифы были наполнены светом. Когда Бог соединил их с телом, их свет стал фильтроваться через призму физического мира, что также подразумевает человеческую склонность отождествлять себя с материальностью. Это угасание нашего естественного внутреннего излучения отражено в следующем Кораническом отрывке: «Действительно, Мы сотворили человека в прекраснейшем образе. Затем мы обратили его в нижайшее из нижайших состояний, за исключением тех, кто верует и творит добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение» (Сура 95, аят 4-6). Через практики, включающие сосредоточение на латифах, ученик суфиев осваивает, как посредством их задействования достичь большего осознания Божественного Присутствия. Чем более ученик будет развивать эту способность, тем менее свет Познания будет сокрыт от него, тем более он будет для него явным.

Латифы являются теми дарами, которые мы можем испытывать и ощущать, но, как и память, они с трудом поддаются объяснению. Как можно описать память? Можно сказать, что она сосредоточена в мозге, можно даже определить её физиологическое действие, но эти описания не способны передать все её аспекты. Иногда человек теряет память из-за травмы. Тогда он ещё более осознаёт её важность, но так же не в состоянии объяснить этот феномен. Подобным образом суть латифы невозможно адекватно передать словами, но, когда человек их раскрывает, тогда он сможет их понимать.

Суфийские ордена локализировали латифы в теле по-разному. Орден Накшбанди-Муджадиди размещает пять центров мира Божьего повеления (лата’ыф алям аль-‘амр) в груди. Сердце, или кальб, находится на левой стороне, на два дюйма ниже соска. Дух, рух, – на правой стороне груди противоположно сердцу. Центр тонкого восприятия известный как тайна, или сирр, располагается на той же стороне что и сердце, но над соском, сокровенное (хафи) – прямо противоположно, над правым соском. Самое сокровенное (ахфа) помещается посередине груди, между сердцем и духом.

Шейхи ордена Накшбанди-Муджадиди наставляют духовного путника (салика) в последовательном освещении (раскрытии) каждой из латиф. Это совершается в основном через медитацию (муракабу). Сидя, ученик произносит намерение (ният) и сосредотачивает своё внимание на определённом центре тонкого восприятия. Сначала он или она концентрируется на сердце (кальб), затем, поочерёдно, на остальных латифах мира Божьего повеления: дух, тайна, сокровенное и самое сокровенное (рухсиррхафи и ахфа). Когда они полностью освещены (раскрыты), ученик направляет своё внимание на латифы, ассоциированные с миром творения (алям аль-хальк).

Считается, что из всех центров тонкого восприятия, связанных с миром творения, только личность, или нафс, соответствует определенной позиции в человеческом теле. Его местоположение – середина лба. Это первый центр из лата’ыф алям аль-‘амр, который ученик «очищает от примесей», так как его рассматривают как общую совокупность всех остальных. После концентрации на личности в течение некоторого времени, ученик будет обучен фокусироваться на четырёх основных стихиях, из которых создано тело, это – воздух, огонь, вода и земля (баднарма’ и хак). И, когда они наполнятся светом, каждая клетка тела засияет и станет поминать Бога.