Школа


Суфийского

Учения

Накшбанди,

Муджаддиди,

Чишти

Кадири

Кадири

Шадили практики

Select Page

Суфийские мастера особое значение придают зикру (вспоминание Бога). Причина такого отношения кроется в том, что зикр упрочивает веру, знания и убеждения ищущего, посредством фокусирования его внимания на Боге. Одной из фундаментальных команд Бога является проведение зикра как можно часто до тех пор, пока не установится постоянное осознание Божественного Присутствия. Бог поведал Пророку Моисею (ас) “Истинно Я – Я один – Бог; кроме меня нет другой Верховной Сущности, потому поклоняйтесь только Мне и молитесь только Мне, чтобы помнить Меня!”. (Коран 20:14). Эта команда для зикра относилась ко всем поколениям, хотя формы зикра были различными в зависимости от места и от времени.

Сподвижники (ра) Пророка Мухаммада (савс) не проводили зикр в качестве формальной техники, так как только один взгляд Пророка (савс) мог повысить осознанность человека. Когда после смерти Пророка (савс) собирались материалы исламского учения, те люди, которые искали состояние вспоминания похожее на то, что было достигнуто сподвижниками, обнаружили, что зикр является важным средством. Они обозначили зикр центральной практикой Суфизма и определили наиболее эффективные пути его выполнения.

Зикр можно читать Джалли (вслух) или Хафи (молчаливо в сердце). Одни ордена придерживаются первого метода, другие второго. Оба вида зикра приводят к одинаковому эффекту, отличаясь лишь по своей технике выполнения. Оба вида зикра также отражены в руководстве, данном Пророком Мухаммадом (савс). В одних орденах зикр выполняется стоя, в других – сидя в определенной позе, а некоторых других – в процессе движения. Шейхи ввели такие вариации для усиления зикра.

При помощи зикра суфийские мастера обучают студентов очищать их сердца и души. Роль шейха состоит в том, чтобы направлять ищущих к первоначальному вспоминанию, а также в том, чтобы они могли постоянно и спонтанно осознавать Божественное Присутствие в физических, ментальных и эмоциональных аспектах жизни, в мире внутреннем и мире внешнем.

Гораздо более важно помнить Бога в ежедневной жизни, чем периодически проводить показное вспоминание. Зикр не является церемонией. Это есть сущность самой жизни. Тот, кто помнит Бога, – находит счастье; тот, кто забывает – находит только опустошение. Забывчивость – это такая сила, которая превращает живую плоть дерева в камень. И, наоборот, посредством зикра ищущий добивается милости Бога и ангелов, чистоты духа и украшения души. Прогресс становится легким, и ищущий становится ближе к Всемогущему, так как Богом было сказано: Помни обо мне, и я буду помнить о тебе. (Коран 2:152).