Школа


Суфийского

Учения

Накшбанди,

Муджаддиди,

Чишти

Кадири

Кадири

Шадили практики

Select Page

Хазрат Хафиз Хамид Хасан (ра) родился в 1871 или 1872 г. в Азамгархе. Его отцом был Миан Карим Бахш (ра), ученик Чишти Шейха Мавланы Ниджабета Али Шаха (ра). Его мать также интересовалась духовным развитием и была мюридой того же учителя. Со временем Миан Карим Бахш (ра) сам стал шейхом и учителем.

Миан Карим Бахш (ра) познакомил своего юного сына с шейхом Ниджабетом Али (ра). Мальчик привлек внимание шейха, и тот — возможно, узрев в нем выдающиеся способности, — попросил Миана Карима Бахша (ра) не давать сыну формального образования, чтобы не подорвать духовный потенциал ненадлежащей подготовкой.

Вняв совету учителя, Миан Карим Бахш (ра) следил, чтобы в образовании сына главную роль играли арабский язык и изучение Корана. Он стал хафизом, т. е. человеком, выучившим Священный Коран наизусть.

Отношения с учителем

Хазрат Сеид Абд аль-Бари Шах (ра) был учеником Миана Карима Бахша (ра). Однажды Миан Карим Бахш (ра) привел Хазрата Сеида Абда аль-Бари Шаха (ра) к себе домой и познакомил со своим сыном. Эта встреча была сродни находке алхимиком философского камня. Хазрат Хамид Хасан (ра) стал преданнейшим учеником Хазрата Абда аль-Бари Шаха (ра).

В 1901 г. Хазрат Хамид Хасан (ра) был в Бирме, когда ему пришло известие о тяжёлом недуге Хазрата Сеида Абда аль-Бари Шаха (ра). Он поспешил домой, но уважаемый шейх не дожил до прибытия ученика. Жена покойного сообщила ученику, что он назначен преемником. Хазрат Хамид Хасан (ра) был в крайнем смущении, опасаясь, что он не достоин столь великой ответственности. Вдова покойного шейха сказала, что сначала тоже сомневалась в правильности такого выбора, но муж ответил: «Я буду ему помогать». Это ободрило Хазрата Хамида Хасана (ра). Он полностью посвятил себя работе в новой должности.

Планирование и дисциплина

Жизнь Хазрата Хамида Хасана (ра) была истинным образцом дисциплинированности и самообладания. Он вел строго размеренный образ жизни, всегда оставаясь бдительным и внимательным. С утра до вечера каждый миг его жизни был в равной степени поделен между исполнением мирских и духовных обязанностей. Это по сей день остается целью жизни всех современных последователей суфизма.

Совершив молитву магриб, он проводил час в медитации, затем совершал молитву иша, потом читал даруд шариф, на что уходило около полутора часов. После этого он ужинал, а затем беседовал с учениками на разные религиозные темы. Какое-то время он еще проводил в обществе учеников, а в одиннадцать вечера отпускал их со словами: «Теперь идите спать, но проснитесь в три часа». Сам он просыпался раньше и шел в мечеть на молитву тахаджуд и зикр. Таково было его обычное расписание, но иногда он медитировал после молитвы иша, посвящая этому всю ночь до рассвета.

С утра, неизменно бодрый и энергичный, он ухаживал за посевами. Он брал учеников с собой на поля, где продолжал учить. Днем он делал перерыв на обед, зухр, медитацию, чтение Корана и духовные передачи. После кратковременного сна он возвращался в поля.

С июня по январь шейх Хамид Хасан (ра) оставался дома, возделывая землю. Собрав урожай и посадив семена на следующий год, он передавал земледелие сыновьям и отправлялся в ежегодное путешествие проповедовать учение. Этому он уделял не менее трех месяцев.

Из года в год он последовательно выполнял намеченный план, призывая учеников стремиться к достижению той же степени преданности. Он предлагал им брать пример со своего учителя Хазрата Сеида Абда аль-Бари Шаха (ра), повторяя: «Дерево познается по плодам своим». Ученики, которых можно назвать плодами Хазрата Сеида Абда аль-Бари Шаха (ра), должны стараться брать пример с Хазрата (ра), одного из наиболее выдающихся учителей этого течения.

Духовная передача

Однажды Хазрат Хамид Хасан (ра) отправил своего великого ученика (и преемника) Хазрата Мухаммеда Саида Хана (ра) проповедовать учение ордена, но тот почему-то, вдруг, вернулся в крайнем смятении. Когда Хазрат Хамид Хасан (ра) спросил, в чем дело, Хазрат Саид Хан (ра) ничего не ответил. Тогда учитель строго велел ему уйти, но позже снова вызвал его. Хазрат Хамид Хасан (ра) дал ученику такую мощную духовную передачу, что казалось, будто из раскрытых глаз шейха исходят прозрачные волны ослепительного света. Это позволило Хазрату Мухаммеду Саиду Хану (ра) преодолеть внутренние препятствия. Хазрат Хамид Хасан (ра) предавал огромное значение духовной связи. Он говорил, что это лучший способ развеять завесу тьмы на сердце.

Усыновление

Однажды шейху Хамиду Хасану (ра) приснился сон. Он увидел покойного человека, в чьем сердце горел свет. Ему стало интересно, что же совершил в жизни этот человек, что в его сердце горит такой свет. Оказалось, покойный усыновил сироту и взрастил его, как родного. Шейх отметил, что каждая добродетель благословенна. Он решил тоже усыновить и воспитать сироту, хотя у него были свои дети.

Отношение к работе и службе

Хазрат Хамид Хасан (ра) отказывался от почестей, оказываемых ему как шейху. Он общался с учениками уважительно и на равных. Однажды он отправился на свадьбу поездом. Когда он и его попутчики сошли с поезда, выяснилось, что за ним послали транспорт, но места для всех не хватает. Он вежливо отказался и попросил передать хозяину, что прибудет пешком вместе с остальными попутчиками. В результате он прошел несколько часов пешком по майской жаре из уважения к людям — таковы были его благородство и смирение духа. На обратном пути он позаботился, чтобы всем его попутчикам предоставили транспорт.

Хазрат Хамид Хасан (ра) приобрел землю возле усыпальницы своего учителя Сеида Абда аль-Бари Шаха (ра) и построил там приют для странников. Он лично руководил каждым этапом строительства, ежедневно появляясь среди рабочих. Один прохожий был так удивлен, увидев столь знатного человека в этой обстановке, что спросил, кто это; ему ответили, что это азамгархский пир (праведник). Улучив момент, прохожий обратился к нему с вопросом — зачем столь выдающийся и уважаемый человек  работает на стройке? Хазрат Хамид Хасан (ра) ответил, что для него трудиться и служить — это честь, а не бремя.

Хотя в миру он был простым земледельцем, он внес значительный вклад в распространение суфизма в Восточной Индии. Следуя традиции великих суфиев, он, однако, сохранял простоту и скромность. Когда его спрашивали о жизненных успехах, он смиренно отвечал, что для него достаточным свершением будет увлечь за собой «несколько ярких лиц».

Примечание [1]:

Сокращение от арабской фразы «Радиаллаху анху» (رضي الله عنه ), «Да будет доволен им Аллах», которое обычно ставится после имени асхаба.